Главная » Статьи » Психология » Психология

Чтение и понимание эмоций.

                             

   Каждый из читающих эту статью, не раз ощущал эмоции, настроения, чувства. По этому тема сегодняшней статьи для вас знакома. Как-то раз я уже упоминал об эмоциях настроениях и чувствах человека, и когда-то я писал, что разберу все это в новой статье. Так вот, вы сейчас её читаете. И если вы хотите узнать немного больше о психологии человека, о его эмоциях, о способах распознать и классифицировать свои и чужие эмоции, то эта статья для вас. Впрочем, она будет полезна любому, так как знания – не мешок, их тащить не надо…

   Казалось бы все просто. Вот человек, например, злой, а вот веселый, а вот грустный. Но это только так кажется, и вы поймете почему, немного позже. Для начала нужно дать какое-то название  тому делу, которым мы будем заниматься. Я не буду придумывать велосипед, и назову это эмоциональной грамотностью. Да-да, мы будем поднимать уровень вашей эмоциональной грамотности. Далее, мы разберем, что же такое эмоциональная грамотность, из чего она состоит, и рассмотрим несколько техник для её развития. И перед этим, нужно определиться с вашей конечной целью, то есть определить, что вы должны будете сделать, и что вы потом должны будете получить из этого.  Так вот, каким же должен быть эмоционально грамотный человек.

  1. Он должен уметь определять, что он в данный момент переживает: эмоцию, чувство или настроение; радость, любовь, или грусть. Более того, он умеет различать так называемые чувства-синонимы: злость и сердитость, радость или веселость. Также он с легкостью может определить силу своего чувства: очень ему стыдно, или он чувствует какой-то дискомфорт, так ли сильно он злится, что ломает стулья о пол, или только ругается.
  2. Он умеет распознавать, понимать, и ощущать чужие эмоции. Кроме того, он знает правильную реакцию на чувства, эмоции и настроения других людей. Если его девушке, или жене грустно, он подойдет и погрустит рядом с ней, попробует все-таки как-то развеселить ее. Но ни в коем случае не будет говорить, что это все ерунда, что ничего страшного не происходит.
  3. Он имеет контроль над всеми чувствами, эмоциями и настроениями, знает рычаги влияния на все эти переживания. Если же он и проявляет какую-то эмоцию, например, то он знает, как надо её принимать, знает все её последствия, и может вовремя остановиться.
  4. Он умеет пережить и справляться с всякого-рода эмоциональными потрясениями, которые бывают у каждого в этой жизни. Если же эти потрясения и нанесли ему какой-то урон, он быстро восстановиться. Это работает и в другую сторону. Когда он нанес кому-то душевный, психологический или даже физический урон, он найдет в себе силы осознать что он не прав, извиниться и сделать все возможное для восстановления душевного баланса человека, которому он причинил вред.
  5. Он знает эти правила на подсознательном уровне и не задумывается о них.

Теперь нужно определиться, когда мы ощущаем чувства, когда эмоции, а когда настроения. Как я уже говорил в одной из своих статей, эмоции – это переживания, которые привязаны к конкретной ситуации. Чувства – переживания привязаны к людям или каким-то объектам, а настроения – это переживания в целом к жизни. Например, любить жену – это чувство, злиться из-за прихода налоговой службы – это эмоция. А если вечером, ты сидишь, отдыхаешь после работы, и ты себя приятно чувствуешь, есть такое чувство удовлетворенности по отношению к себе и жизни, то – это настроение. Но эти все переживания могут и совмещаться, когда к одной и той же ситуации, вы испытываете и эмоцию, и чувство и настроение. Например: вас уволили, и вы боитесь идти на собеседование. Это – эмоция. И вы можете бояться самого работодателя, по каким-то причинам. Это – чувство. Вы не знаете, нужно ли искать новую работу, или лучше попроситься на старую. То есть боитесь сделать неверный шаг в своей жизни. Это – настроение. Также, они имеют разную длительность и силу. Чувства могут быть длинными и сильными. Могут быть не очень сильными, но длинными. Эмоции, в свою очередь, переживания короткие, особенно с большой интенсивностью. Это так называемые аффекты. Их длительность может достигать 2 минут, в то время как чувства могут длиться всю жизнь. Ну а настроения многим зависят от ваших эмоций и от чувств, поэтому имеют очень разную длительность и интенсивность. Впрочем, здесь больше зависит от человека. У разных людей по-разному.

Что же, перейдем к техникам.

 Заведите себе тетрадку.  (Важно именно записывать) Вспомните и запишите все те переживания, которые вам знакомы. Пока, что нет разницы эмоции это, чувства или настроения. Просто запишите в целом. И оставьте место для дописывания, потому что вы будете со временем вспоминать ещё.

  1. Сколько всего этих переживаний?
  2. Каких больше: позитивных или негативных.

Теперь нужно переходить на следующий этап: научиться различать переживания. У вас уже есть список переживаемых вами эмоций. Теперь переходим в меньшие временные рамки (Один день).

  1. Составьте список людей, с которыми вы сегодня встречались. Возле каждого человека напишите чувства, которые ощущали к нему.
  2. Далее проделайте то же действие, только с ситуациями. Какие эмоции вы ощущали по отношению к разным ситуациям. Если на протяжении одной ситуации, вы ощущали разные эмоции, то разделите их по времени.
  3. Если были ситуации, при которых руки дрожали, сердце очень часто билось, то запишите их как аффекты.
  4. И оцените свою жизнь по критерию настроения. Ответьте себе на вопрос: «как настроение?»

Эти действия, которые займут 10 минут вашего вечера каждый день,  будут развивать вашу эмоциональную грамотность. Вы учитесь воспринимать эмоции, классифицировать их, соотносить ваши эмоции с ситуациями, на протяжении которых они длятся, пополняете свою «тетрадку эмоций» и ещё много чего полезного. Сначала может быть и тяжело, но где-то через недельку вы уже сможете это проделывать в режиме реального времени, в уме.

Дальше стоит развивать свою «тетрадку эмоций». Для этого начинайте гуглить. Хорошим примером классификации эмоций, является колесо эмоций Роберта Плутчика. Записывайте в свою тетрадь все неизведанные эмоции, поскольку вы можете в скором времени почувствовать какую-то эмоцию, но просто не сможете её описать. Также можно обсуждать эти новые эмоции с людьми. Спрашивать, не ощущали ли они такого же, и так далее.

Переходя на новый этап, нужно научиться различать силу эмоций. Для этого тоже есть своя техника и упражнения.

    1. Для начала нужно будет описывать какую-то одну эмоцию. Это может быть грусть, например.

    2. А теперь вспомните все жизненные ситуации (свои), когда эта грусть был самая сильная, и запишите её в таблицу, где её силу будете оценивать по 10-бальной шкале. Вот пример такой таблички:

 

                                                                       Грусть

Баллы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ситуации

 

 

 

 

 

Бросила девушка

 

 

Умерла собака

 

   3.Также проделайте и с остальными эмоциями, которые вы когда-либо ощущали.

   4. С этой табличкой работайте, как и с предыдущей, то есть, уделяя ей по 10 минут каждый вечер, оценивайте силу эмоций, которые посетили вас за весь прошедший день.

После того, как поработаете с этой табличкой около двух недель. Можно плавно переходить в режим реального времени. К тому времени вы уже будете способны  оценить силу эмоции во время её переживания. Ещё через какое-то время вы сможете переживать очень сильные эмоции этим же методом. Я бы даже назвал этот метод «анализа». То есть вы воспринимаете эти сильные эмоции как бы отстраненно, в роли наблюдателя.

Что же, остался ещё один пункт для того, чтобы стать эмоционально грамотным человеком – это воспринимать и ощущать эмоции других людей. Сразу скажу, что если вы не выполняли техники и упражнения, которые я описывал ранее, можете не браться за эту затею – у вас ничего не получится. Ну а те, кто читал, понимал и выполнял, написанное выше, прошу продолжить работу.

1.Учитесь ставить себя на место других людей и персонажей.

Для этого вам помогут книги, фильмы и театры. Я бы даже посоветовал именно книги, потому что там автор описывает и называет полный букет переживаний головного героя, если речь идет о художественных книгах. Просто осознайте ситуации, в которые попал герой, и поставьте себя на его место. Сначала, почувствуйте то, что чувствовал герой,  а потом – что бы вы чувствовали, если бы оказались в такой же ситуации. То же проделайте с фильмами, и с театром.

2.Начинайте вспоминать своих друзей и знакомых в разных ситуациях, и подумайте, что ощущали они.  Поставьте себя на их место. Подумайте, что бы чувствовали вы?

3.Дальше – больше. Вспомните разные ситуации со своими близкими людьми. Поменяйтесь с ними ролями. Как бы вы поступили на их месте? Что бы чувствовали вы?

4.И последнее. Пробуйте ощущать чужие эмоции непосредственно при общении. Путем практики, вы сможете добиться истинной эмпатии, когда сможете сопереживать молча. И человек, которому вы сопереживаете, будет чувствовать ваше сопереживание.

Что же вот вы уже и стали эмоционально грамотным человеком. Согласитесь, немало работы было проделано, но согласитесь, также, что усилия стоят того.

Категория: Психология | Добавил: AndruxaUA (26.08.2016)
Просмотров: 109 | Теги: читаем мысли, Как понять, Эмоции, понятие эмоций, читаем эмоции, понимаем эмоции, чтение эмоций, что человек обиделся, Чтение и понимание эмоций. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar